milinkevich_by


Милинкевич Александр Владимирович


Previous Entry Share Next Entry
Версия РОМАНЧУКА. Президентские выборы – 2010 (часть 1)
kompromatby_com wrote in milinkevich_by
От редакции: что произошло 19 декабря 2010 года? Почему команда АГ. Лукашенко в считанные минуты уничтожила все перспективные сценарии ради невероятно жесткой и столь же бессмысленной бойни? Зачем эта группа отказалась от почти доверительных отношений с европейскими структурами и порвала все контакты с добровольными европейскими лобби на фоне жесткой конфронтации с Россией?  Что происходило до, во время и после «дня Х»? А главное, что будет происходить в Беларуси в ближайшее время? Какие же роли исполнили главные действующие лица и все ли эти лица нам известны? Редакция ресурса начинает неспешное и длительное расследование всех обстоятельств. Но прежде всего нам интересны слова непосредственных участников белорусских событий. Ниже – версия (возможно, одна из самых скандальных) того, что произошло, написанная лично Ярославом РОМАНЧУКОМ. Да и для некоторого смыслового удобства обращение от первого числа (я) в данном тексте мы заменили на обращение от третьего лица (Я.Романчук), чтобы не терялась повествовательная нить и все роли прослеживались четко  и применительно к конкретным персонажам.

Президентская кампания 2010 года в Беларуси стала важнейшим политическим событием в стране. Ее ход и результаты оказали серьезное влияние на состояние общества, правительства и характер взаимоотношений с внешним миром. На данном этапе мы можем подвести только предварительные результаты кампании, поскольку многие ее основные участники находятся в тюрьме, и идет следствие по событиям 19 декабря.

Условия проведения президентской кампании: экономика

Президентская кампания 2010 года в Беларуси имела целый ряд особенностей. Первое. Она проходила в год после резкого ухудшения экономического состояния Беларуси в 2009 году. Экономический кризис оказал негативное влияние на состояние бюджета страны и финансов предприятий. Ситуацию усугубило сокращение энергетической субсидии со стороны России с ~13% в 2009г. до ~8% в 2010г. Тем не менее, правительство сумело мобилизовать внутренние ресурсы для противодействия кризису.

Помогли внешние кредиты, при помощи которых удалось не допустить девальвации белорусского рубля. Мощная кредитная накачка (увеличение объема кредитования более чем на 40% за 2010 год) вкупе с благоприятным внешним спросом на калийные удобрения, металлы, продовольствие позволили правительству сохранить экономическую стабильность и даже увеличить зарплату и пенсии.

В долларовом выражении зарплата за январь – ноябрь в среднем в месяц составила $405. Это на 14,4% больше, чем за аналогичный период 2009г. В евро зарплата составила 305 евро, что на 18,2% больше. Средняя пенсия в декабре составила US195 или 143 евро. Для сравнения пенсия в декабре 2009 года была $151 (рост за 2010г. год на 29,1%) или 103 евро (увеличение за 2010г. на 38,8%). Предприятия продолжали работать в режиме запрета на увольнение работников. Официально зарегистрированных безработных в стране не больше 1%.

Правительство лишь в незначительной степени увеличило тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Расходы на них в бюджете средней белорусской семьи не превышают 8%. То же самое было с ценами на билеты в общественном транспорте, электроэнергию, газ и телефонную связь. Для многих избирателей такой набор экономических и социальных факторов обозначал наличие в стране стабильности и правильность выбранного курса. В таких условиях акцент отдельных кандидатов президентской выборной кампании на глубокий экономический кризис себя не оправдал. Свой собственный электорат этих кандидатов поддержал их и без этих экономических оценок, а выйти за пределы этой группы противников А. Лукашенко они не смогли.


Условия проведения президентской кампании: оппозиция  

Осенью 2010 года Объединенная гражданская партия (ОГП) предложила своим коллегам по демократическому лагерю процедуру выхода на единого кандидата. Предполагалось, что в отдельных городах страны будут проведены праймериз. Эту, как и иные попытки демократических партий, входящих в состав коалиции «Объединенные демократические силы», проигнорировал экс-кандидат в президенты Александр Милинкевич. В мае 2010 года он же не согласился с предложением правоцентристских партий выдвинуть единого кандидата от этой группы политических организаций. Таким образом, к июню 2010 года стало очевидно, что единого кандидата от демократических сил не будет. А. Милинкевич вплоть до самого начала кампании заявлял о своем участии в ней, отвлекая активистов и ресурсы. В сентябре 2010г. политик, который заблокировал процесс объединения демократических сил, отказался от участия в президентской кампании.

В середине 2010 года появились новые претенденты на президентский пост. Гражданская инициатива «Говори правду», подкрепленная существенными по белорусским меркам ресурсами, продвигала в качестве претендента на пост кандидата в президенты поэта Владимира Некляева. С мая до августа 2010 года он активно сотрудничал с Объединенной гражданской партией (ОГП), но потом, перед началом президентской кампании вышел из этого партнерства. Самая обеспеченная ресурсами кампания В. Некляева вобрала в себя представителей разных политических партий, общественных организаций и политически активных предпринимателей.

Вторым новым, значимым участником президентской кампании стал Андрей Санников, руководитель проекта популярного сайта «Хартия 97». Он также сумел мобилизовать в свою поддержку представителей гражданской кампании «Европейская Беларусь», часть активистов Белорусского народного фронта (БНФ) и некоторых других партий. Он также отказался участвовать в процессе выдвижения единого кандидата.

В мае 2010 года Объединенная гражданская партия впервые за свою историю решила выдвинуть претендентом в кандидаты в президенты своего представителя, заместителя председателя Ярослава Романчука. Вся кампания была организована и проведена силами ОГП. Несмотря на то, что члены ОГП участвовали в кампании еще, как минимум, двух кандидатов, Я. Романчук легко собрал необходимое число подписей и был зарегистрирован кандидатом в президенты.

В. Некляев, Я. Романчук и А. Санников провели самые яркие кампании. Опросы независимых социологических служб, опросы на выходе из избирательных участков, проведенные 19 декабря, показали, что эти три кандидата стали лидерами президентской кампании (не считая действующего главы государства). Кроме них кандидатами в президенты стали Г. Костусев, представитель Белорусского народного фронта, В. Римашевский, сопредседатель незарегистрированной партии Белорусская христианская демократия, Николай Статкевич, бывший лидер социал-демократической партии, Алесь Михалевич, бывший вице-председатель БНФ, малоизвестные предприниматели Д. Усс и В. Терещенко. Сам факт регистрации девяти альтернативных действующему президенту, по оценке экспертов, стал видоизмененной формой фальсификации властей. Среди девяти зарегистрированных реальные подписи сумели собрать три кандидата в президенты.

У этих кандидатов были разные подходы к проведению кампании, разные цели. Раскрутка и укрепление партийных структур (Р. Костусев из БНФ, В. Рымашевский из БХД), создание нового политического центра и переформатирование традиционной оппозиции (В. Некляев, А. Санников), увеличение числа сторонников рыночных перемен и расширение сторонников ОГП (Я. Романчук), раскрутка своего «я» (А. Михалевич, Н. Статкевич, В. Терещенко).

Было и остается много спекуляций в отношении источников финансирования кампаний разных кандидатов. Частыми были обвинения в том, что часть кандидатов финансируется из России, другая – Западом. Были и остаются спекуляции, что часть кандидатов в президенты участвовали в разных проектах, которые прямо или косвенно координировались командой А. Лукашенко.

Сбор подписей за выдвижение в кандидаты в президенты, ход кампании показал, что в Беларуси проводилась не одна оппозиционная существующим властям кампания, а девять раздельных, разных, существенно отличающихся друг от друга кампаний. Координации между кандидатами практически не было. Разве только в ноябре В. Некляев и А. Санников устно договорились координировать свои действия во время кампании, не подписывая при этом никаких соглашений и не создавая формальной коалиции.  За редким исключением кандидаты в президенты не критиковали друг друга. Власти же через полностью контролируемые СМИ представляли всех кандидатов, как одно целое, как все ту же оппозицию, которая ни на что не способна, только критиковать Лукашенко, только бунтовать и представлять малую группу радикально настроенных людей. Тем самым власти делали все, чтобы не позволить кандидатам в президенты расширить поддержку демократических сил, увеличить число сторонников перемен, т. е. выйти за рамки 20-процентного так называемого демократического «гетто».


Условия проведения президентской кампании: власть и Запад

Поведение власти во время подготовки и проведения президентской кампании 2010 года отличалось от поведения 2001 и 2006 годов. В период с весны до начала кампании в ноябре 2010г. потенциальные кандидаты в президенты могли организовывать встречи в регионах, тренинги потенциальных членов своей команды, региональные ассамблеи демократических сил, акции по сбору подписей и т.д. За исключением одномоментных, массовых арестов руководства и активистов кампании «Говори правду» в мае 2010 года (они закончились 3-дневными тюремными сроками и конфискацией техники и оборудования).

Сбор подписей за выдвижение в кандидаты в президенты также проходил в ситуации показательной толерантности властей. Впервые подписи можно было собирать в пикетах практически в любой части страны, не спрашивая разрешения на их проведение. Не было задержаний за ночные пикеты, за уличные акции под видом пикетов и за сбор подписей по квартирам. Даже за распространение информации отдельными кандидатами на этапе сбора подписей, что формально является поводом для нерегистрации или ее аннулирования. Впервые кандидаты в президенты получили возможность представить свою программу в прямом эфире белорусского ТВ и радио (2 раза по полчаса). Тем не менее, все ТВ выступления кандидатов закончились за две недели до даты выборов. А. Лукашенко же использовал всю мощь официальных СМИ.

Высокопоставленные представители ЕС и США посещали Минск, встречаясь с А. Лукашенко. Столько внимания со стороны президента Литвы Д. Грибаускайте, министров иностранных дел Италии, Германии и Польши, высокопоставленных чиновников ЕС, Германии, Чехии и других стран создавали атмосферу скорой разморозки отношений между официальным Минском и странами Европейского Союза. Тот факт, что американская PR компания помогала делать кампанию главе государства, также свидетельствовало о возможности изменения отношений между Беларусью и Западом. На скорое изменение отношения к А. Лукашенко указывал также визит представителей авторитетных американских аналитических центров. Они тоже были уверены в том, что Беларусь начинает новую страницу взаимоотношений с Западом. Глава государства сумел «продать» Западу тезис о российской угрозе суверенитету Беларуси и убедил представителей ЕС и США, что он готов к постепенному потеплению отношений с Западом. Одним из сценариев такого развития ситуации было вхождение представителей «конструктивной оппозиции» в парламент на будущих парламентских выборах. Так или иначе, Запад на данном этапе был готов идти на модель управляемой демократии, считая ее шагом вперед по сравнению с действующим авторитаризмом.

Судя по тому, что традиционные демократические силы получали минимальную за последние 10 лет поддержку от Запада, а также учитывая тот факт, что разные страны ЕС пытались вести диалог с официальным Минском, вместо того чтобы выступать посредником в диалоге между властям и демократическими силами, можно было ожидать полного или частичного (условного) признания результатов президентских выборов. Для этого белорусским властям нужно было создать видимость честного подсчета голосов и не допустить силовых действий после окончания выборов вечером 19 декабря. Страны ЕС неоднократно высказывали разочарование «традиционной оппозицией», в первую очередь, действиями политических партий. Они настаивали на том, чтобы единым лидером белорусской оппозиции был А. Милинкевич. Такое искусственное навязывание лидера оказалось нереалистичным и контрпродуктивным, рассказывающим единство демократических сил. В такой ситуации страны ЕС решили свести до минимума поддержку демократических партий и попытаться рассматривать иные политические фигуры, в первую очередь, В. Некляева.

Несмотря на целый ряд изменений, которые свидетельствовали о мягкой политической либерализации во время проведения кампании, целый ряд ключевых параметров политической и правовой среды оставались неизменными. Во-первых, власти практически изолировали демократические силы и гражданское общество от участия в участковых избирательных комиссиях, где происходит подсчет голосов. Их представители составляли всего 0,27% от общего количества участников участковых избирательных комиссий. Во-вторых, не изменился режим досрочного голосования, который является одним из самых легких способов фальсификации голосов (нет полноценного контроля наблюдателей за урнами для досрочного голосования). В-третьих, в государственных электронных СМИ и массовых государственных газетах в течение всей кампании доминировал глава государства. Как показал контент анализ СМИ, около 90% времени о выборах было посвящено положительному описанию А. Лукашенко. Все остальные кандидаты описывались в негативном или, в крайней случае, в нейтральном свете. В-четвертых, власти всячески препятствовали проведению независимых социологических исследований и exit-poll-ов. Наконец, в-пятых, не поменялись механизмы и способы подсчета голосов после закрытия избирательных участков и возможности наблюдателей реально наблюдать за подсчетом.

Выборы без честного, открытого подсчета голосов не могут считаться выборами, не могут быть признаны свободными и демократическими. Несмотря на все эти факторы, многие европейские политики вплоть до вечера 19 декабря были склонны думать, что официальный Минск все-таки до конца выдержит взятую тональность президентской кампании, не допустит применения силы, что позволит хотя бы частично признать выборы и зафиксировать «значительный прогресс». Не получилось. Разные сценарии разных кандидатов в президенты были перечеркнуты решением А. Лукашенко ночью 19 декабря. Вопрос о том, чей это был сценарий остается открытым. Достоверно известно лишь то, что лично А. Лукашенко принял решение о его реализации.


Условия проведения президентской кампании: Россия

В то время как официальный Минск демонстрировал улучшение отношений со странами Евросоюза, во время президентской кампании отношения с Кремлем резко ухудшились. Канал НТВ показал целую серию документальных фильмов «Крестный батька», в которых прозвучали жесткие обвинения А. Лукашенко и его команды в совершении преступлений. Обвинения Кремля в «безмозглой политике» вызвали в Москве реакцию в виде критических материалов по ТВ каналам и в печатных СМИ, а также жесткие видео комментарии в блоге президента РФ Д. Медведева. Официальный Минск даже подал в суд СНГ на Россию за взимание экспортных таможенных пошли на нефтепродукты. Конфликт по нефтепродуктам не был решен до конца 2010 года. «Газпром» также отказался пересматривать условия поставки газа. Правительство В. Путина также не согласилось с выделением государственных кредитов Беларуси. Ситуацию не исправило подписание Беларусью документов о Таможенном союзе России, Казахстана и Беларуси 5 июля 2010 года. Во время президентской кампании впервые зазвучали предположения, что Россия не признает результаты президентских выборов, что она может сформировать единую миссию наблюдения с ОБСЕ. Все больше людей в Беларуси видело конфликт между А. Лукашенко и Кремлем, рассматривая его, как конфликт между Беларусью и Россией. На этот раз Кремль не имел того кандидата в президенты, который бы поддерживал его позицию. Попытки заручиться поддержкой Кремля осуществляли В. Некляев и А. Санников. Трудно сказать, была ли оказана им реальная поддержка, но по российским ТВ каналам больше всего внимания уделялось В. Некляеву.

В августе 2010 года ОГП провела в Москве очередную конференцию по проблематике белорусско-российских отношений, но главное предложение Я. Романчука – создание полноценной зоны свободной торговли между Беларусью и Россией – не нашло интереса среди официальных структур России. Кульминацией белорусско-российских отношений во время президентской кампании стали события 9-10 декабря, когда А. Лукашенко, Д. Медведев и Н. Назарбаев подписали документы о создании Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Состоялась также двусторонняя встреча А. Лукашенко и Д. Медведева. Вне зависимости от содержания подписанных документов эти события стали мощным катализатором для президентской кампании А. Лукашенко. Менее чем за две недели до даты выборов А. Лукашенко предстал в белорусских СМИ а) победителем в отношениях с Россией, б) эффективным борцом с глобальным и локальным экономическим кризисом, в) договороспособным лидером в отношении со странами ЕС и США, а также г) терпимым в отношении своих оппонентов, которым дали возможность проводить относительно свободную кампанию.


Ход президентской кампании

Президентская кампания создала уникальную возможность расширить число сторонников перемен, демократии и европейского выбора Беларуси. Властям нужна была легитимизация, ради достижения которой они пошли на проведение относительно свободной кампании со стороны своих оппонентов. Тем не менее, власти делали все, чтобы, во-первых, не допустить консолидации демократических сил и выхода на единого кандидата, во-вторых, выхода сторонников перемен за пределы своей традиционной электоральной группы поддержки (20-25%), в-третьих, представления гражданам страны позитивной программной альтернативы, в-четвертых, сохранить в глазах избирателей имидж оппозиции, как людей, которые просто не любят Лукашенко, всю деятельность сводят только к митингам, демонстрациям и уличным формам протеста и не имеют опыта и знаний руководить страной.

К сожалению, властям в значительной степени удалось добиться выполнения этих задач. Часть кампания альтернативных кандидатов была построена на тезисе «Лукашенко – плохой, я – хороший. Выбери меня!» Она была направлена на мобилизацию твердого оппозиционного электората и его перераспределение в свою пользу. К ним относится кампания Н. Статкевича и А. Санникова. В. Некляев начинал подготовку к кампании, опираясь на широкие гражданские инициативы, но в течение самой кампании свел ее к критике А. Лукашенко. Г. Костусев и В. Рымашевский проводили кампании по консолидации своих партийных структур и раскрутке своего лидерства в данных структурах. А. Михалевич вел кампанию в расчете на то, что он потенциально может занять место А. Милинкевича в «конструктивном» политическом движении, которое может получить места в будущем парламенте.

Президентская кампания Ярослава Романчука отличалась от всех остальных кампаний. Сам факт, что ОГП решило выдвинуть в качестве кандидата в президенты именно Ярослава Романчука, говорит о стремлении расширить число сторонников перемен и делать акцент на темах, которые были интересны наибольшему числу избирателей (рабочие места, цены, сбережения, качество услуг здравоохранения и образования, качество госуправления). А. Лебедько, председатель ОГП стал одним из основных стейкхолдеров конструктивной, позитивной кампании, в которой обсуждались исключительно проблемы, которые (по социологическим опросам) больше всего волновали людей, но вообще не упоминался действующий глава государства.

С июня по сентябрь 2010 года Я. Романчук и ОГП проводили презентации разработанной программы «Миллион новых рабочих мест для Беларуси». Данная программа стала основной президентской программы Я. Романчука. На этапе сбора подписей кандидат в президенты от ОГП участвовал более чем в 50 пикетах, а в целом по стране было проведено более 400 пикетов. Основной акцент был сделан на встречи в регионах (за 29 дней кампании были проведены встречи в 35 городах), активную работу в интернете (через социальные сети (ВКонтакте, Facebook) и распространение информационных материалов. Такое содержание кампании позволило расширить число сторонников не только ОГП, но и рыночных, европейских преобразований в целом. Власти противодействовали такой конструктивной кампании, но при этом основной лозунг кампании «Миллион новых рабочих мест для Беларуси» был включен в официальную программу властей. Президентская программа А. Лукашенко повторяла 2/3 тезисов программы Я. Романчука, которая была презентована по всей стране с июня 2010 года. Уже после выборов новый премьер-министр Беларуси М. Мясникович публично заявил о необходимости создания в стране миллиона новых рабочих мест. Власти декларируют поддержку предпринимательству, копируя положения предвыборной программы Я. Романчука.

К сожалению, предложение Я. Романчука в ноябре 2010 года, перед началом кампании, выработать единую программу для всех альтернативных кандидатов, не нашло поддержки у других кандидатов (за исключением В. Рымашевского). При этом В. Некляев и А. Санников делали ему предложения снять свою кандидатуру и присоединиться к их команде.

В течение кампании Н. Статкевич, В. Рымашевский проводили митинг на Октябрьской площади в Минске. Задержанных не было. В. Некляев и А. Санников проводили встречу с избирателями на площадке возле ж/д вокзала. На этих встречах присутствовало около 1000 человек. Других массовых акций во время кампании не проводилось. При этом практически все кандидаты в президенты поддержали предложение собраться на Октябрьской площади в Минске в 20.00, после окончания президентской кампании. Они призвали людей прийти на Площадь для проведения исключительно мирной акции, для выражения отношения к официальным предварительным результатам, которые Центральная избирательная комиссия должна была огласить 19 декабря после 20.00.

В. Некляев, А. Санников и Н. Статкевич публично взяли на себя ответственность за проведение Площади. В. Римашевский, Г. Костусев, А. Михалевич, В. Усс также выразили согласие участвовать в акции на Площади 19 декабря. Я. Романчук на пресс-конференции за два дня до 19 декабря заявил о готовности взять на себя ответственность за проведение в стране рыночных реформ и призвал своих сторонников присоединиться к мирной гражданской акции на Площади.  В течение кампании кандидаты в президенты практически не критиковали друг друга. При этом каждый вел свою кампанию, обращаясь к своей электоральной группе. В результате к 19 декабря поддержка всех альтернативных кандидатов была выше, чем единого кандидата на президентских выборах 2006 года.

Продолженее следует

Автор: Ярослав  РОМАНЧУК

 kompromatby.com/2011/01/25/versija-romanchuka.-prezidentskie.html


?

Log in